Разборки грузовиков у нас существуют. Но в основном там доживают свой век, ожидая бесстрастных рук слесаря, представители «большой европейской семерки». А вот с разборками американских грузовиков-тягачей у нас как-то не очень. Даже не получается вспомнить, чтобы кто-то занимался этим серьезно. Так, периодически где-то всплывают единичные объявления: здесь разбираем Freightliner, здесь можно снять кое-что с International, здесь разбираем два экземпляра Argosy 1999 г.в., и тому подобное. Все это от случая к случаю. А вот такого, чтобы в одном месте можно было заказать и подобрать необходимые запчасти б/у, и тут же на СТО установить на свою технику, такого нет. Вернее, не было до весны этого года, когда компания «СоюзХимТранс Автосервис» открыла разборку американской техники в г. Пушкин Ленинградской области.
Почему услуги разборок постоянно пользуются спросом? Все дело в психологии. У нас же в основном как? Грузовик будут гонять в хвост и гриву, бегает – и ладно. Чуть что забарахлило — наскоро «подлечили», и вперед – на линию: техника не должна стоять. Желательно при этом сэкономить и на запчастях, да и на ремонтных работах. Американские капотные тягачи полностью подходят для таких условий. Изначально их очень любили за низкую стоимость (до недавних пор доллар ведь был значительно дешевле европейской валюты), сейчас их любят еще больше за простоту конструкции, надежность, высокую ремонтопригодность. Но чудес не бывает, все машины рано или поздно ломаются. И тут возникает вопрос: где искать запчасти? Как показывает статистика, около 35% американских тягачей России (звучит-то как!) работают на отрезке Петербург-Москва, оставшиеся 65-70% трудятся в регионах. А сервиса там и нет почти. Покупали и продавали «носатых» охотно, а вот организовать грамотный и доступный сервис…мало кто, похоже, над этим задумывался. Вот и приходится заказывать новые детали, либо искать их на разборках.
Чем хорош первый вариант? Получаете новую деталь, в надежности которой нет сомнений. А какие узкие места? Новые запчасти из-за роста стоимости доллара сейчас дороги, да и доставка…полторы недели посылка идет из США — а потом все зависит от того, с какой ноги утром встала таможня. В общем, точные сроки вам вряд ли кто назовет. Поэтому на разборке мы экономим свое время – все нужное перед глазами, да и сами же оцениваем состояние нужных нам агрегатов. Учитывая тот факт, что почти весь отечественный парк капотников — с пробегом, установка на него б/у деталей — вполне логичный шаг. В пользу разборок говорит и давно известное продавцам наблюдение: когда работы много, владельцы берут в основном новые запчасти. Когда работы поменьше, или падают ставки, как сейчас, то покупатели намного чаще обращают внимание на детали б/у, потому как дешевле.
Немного математики
Обычно коллеги, рассказывая об открытии какого-либо объекта или проведении мероприятия, дают географическую привязку, рассказывают, сколько квадратных метров занимает ремзона и т.д. и т.п. Я же хочу начать с главного, с самой сути. Дело в том, что в «СоюзХимТрансе» тягачи с пробегом по России не разбирают — всю технику доставляют из США. Любопытно, что машины совсем свежие — самый старший из представленных на площадке экземпляров появился на свет в 2005 г. Остальные идут по возрастающей, это 2006, 2007, 2008 года рождения. Заманчиво? А теперь немного цифр. Учитывая то, что обычно тягач в крупной транспортной компании США ходит три года, чего достаточно для закрытия всех платежей по лизингу, после чего его продают, а в течение всех трех лет техника, согласно требованию лизингодателя, проходит ТО и наблюдается на сервисе, то каким же остаточным ресурсом она обладает? Опыт показывает, что для тягача в США нормальный адекватный годовой пробег составляет 100-120 тыс. миль. После чего компании от «трехлеток» избавляются, какие бы ни были у них пробег и состояние, те переплывают океан, где им приходится раза так в три больше работать на российских дорогах и направлениях.
Итак, возьмем самый «возрастной» на разборке «СоюзХимТранс Автосервис» вариант, в нашем случае это машина 2005 г. выпуска. Помножим среднюю величину годового пробега на три, получим 300-360 тыс. миль. До миллиона, как мы только что с вами убедились, еще далеко. И вот такой вот свежий тягач доставляют в Петербург и потихоньку разбирают. Ему бы еще бегать и бегать… Вот что интересно: нет аварийных тягачей — все «препарируемые» машины на ходу. А все потому, что американский филиал отбирает тягачи в США, и, кстати, машины закупают как из корпоративных парков, так и из-под седла частника (это, как известно, самый лакомый вариант – такие «лошадки» считаются более ухоженными), главное тут — состояние грузовика. Дело в том, что машины за океаном берут оптом, после чего директор компании лично осматривает парк и решает, что пойдет в Россию на разборку, что будет продано на местном аукционе (кстати, в личной беседе он шутливо жаловался, что из-за этого больше живет в воздухе, нежели на земле – авиаперелёты все же отнимают много времени). Принцип отбора простой: если в машине жила, извините, свинья, то и смотрели за ней соответственно: либо следили за расходниками, регулярно меняли масло, либо вообще ничего не делали, и тягач работал на износ. Кстати, чтобы оценить верность такого подхода, посмотрите на состояние «восьмерки» Detroit Diesel, выставленной в зале магазина запчастей, двигатель свеж, а ведь его только перед самым нашим визитом сняли с подушек и ополоснули из «керхера»… В общем, весь парк представленных в Пушкине машин – это Volvo, Freightliner, International, Peterbuilt, именно такие чаще всего встречаются на наших дорогах. Пробег машин – от 300 до 500 тыс. миль, не более. Поэтому ценники выглядят обоснованно, как правило, это 60% от стоимости новой детали.
На площадке
Разборка грузовых автомобилей из США расположилась на месте, где во времена СССР была автоколонна. Ничего не поделаешь, время показало, кто прав. Если раньше здесь обслуживали ЗИЛы и ЛИАЗы, то теперь вот Freightliner и Volvo. Сейчас компания готовит к открытию магазин, соответствующее помещение уже отремонтировали, поставили стеллажи, на которых белеет свежими каталожными бирками товар. Будет открыт и магазин на выезде из морского порта, где посетители будут брать для контейнеровозов фары, решетки, тормозные механизмы, зеркала, элементы пневмоподвески, диски, резину, то есть все то, что нужно тут же, на месте, и что можно быстро самому поменять. Позже появятся филиалы в регионах, где на местах будут поддерживать основной запас расходников и комплектующих, остальное можно будет заказать по централизованной базе данных. Базу пока отлаживают, но мне с ней разрешили немного поработать. Ну что тут скажешь? Быстро и удобно. Нужные мне мосты Meritor c передаточным числом 2,93 нашлись быстро, было несколько вариантов, пощелкав «мышкой», я, уткнувшись носом в монитор, смог по фотографиям визуально оценить их состояние, изучил справочную информацию. Осталось только оплатить покупку, которую мне были готовы доставить в Екатеринбург. Похоже, компания делает упор на то, чтобы упростить процесс выбора и заказа запчастей до предела. Ну да ладо, а где же тягачи?
Покинув офисные помещения, попадаешь на территорию, где смешались эпохи. Позже здесь все приведут в порядок, а пока какой-то экзотический поеденный ржой компактный самосвал с передней разгрузкой соседствует с Volvo VNL. «Вольво», кстати, только что покинул ремонтный цех, где ему меняли оперение – тягач встретился с лосем. Сохатому не повезло – ведь у него нет такого сервиса… Конечно, погрузчиками на газу никого не удивишь, а вот гольф-кар, на который установили несколько аккумуляторных батарей и используют для зарядки тягачей, я увидел впервые. А как вам мобильная установка для заправки кондиционеров тягачей? Она автоматически диагностирует систему, откачивает фреон и закачивает новый, оператор только подключает шланги и потом уходит на полчасика. Вообще, оснащали весь объект по-американски, американским инструментом и оборудованием, вплоть до последнего гайковерта. Есть, конечно, исключение, «СоюзХимТранс Автосервис» сам производит навесное оборудование, которое можно установить на седло тягача и превратить его в эвакуатор – по такой схеме работают эвакуаторы компании. Так что не дай бог что случится, твою машину на жесткой сцепке отбуксируют на «базу», подберут необходимые детали, все тут же установят, после чего можно будет работать дальше.
У нас в такие машины встретишь редко, поэтому мне дали утолить любопытство и разрешили сесть за руль фургона на базе Ford тяжелой F – серии. О самой машине расскажем в другой раз, а вот в фургоне оказалось оборудование, благодаря которому можно делать практически любой ремонт прямо на трассе. Не зря эта техничка дежурит 24 часа в сутки – по сути, это передвижная мастерская на самообеспечении: на борту есть генератор на 20 кВт, сварочный аппарат, компрессор. Пусть вас не смущает отсутствие инструмента — его берут из ремзоны под конкретную задачу. Конечно, зимой на дороге перебирать двигатель — та еще забава, но если надо, то все необходимое в техничке есть, ареал ее обитания пка ограничен обеими столицами.
Любопытно, а что в ангарах? В ремзоне кипит работа, вот один тягач загнали на подъемник, другой стоит в ожидании диагноста. Рядом, подняв в приветствии кабину, стоит Renault. Да-да, здесь также можно обслуживать и ремонтировать и европейскую технику, так как есть и диагностические программы, и оборудование. Но все же приоритет у американских машин, и основная задача ремзоны – установка свежеприобретенных деталей, хотя здесь также можно сделать ремонт, обслужить технику.
Отдельный ангар отведен под разбираемые грузовики. Сегодня в зоне разборки находится 20 единиц техники, на очереди — более сотни. Такие вот масштабы. А пока все, что перед глазами, можно – и нужно – трогать руками и внимательно изучать. Обычно, покупая что-то из бытовой техники или инструмента, новый хозяин просит продавца показать товар лицом, то есть продемонстрировать его в действии. То же справедливо в отношении грузовой разборки — к примеру, запустить двигатель, чтобы заказчик убедился в работоспособности необходимых узлов, нормальная практика, пользуйтесь этим, никто запрещать не будет. Мотор завели, клиент послушал, удостоверился, что все в порядке — узел снимают и отдают покупателю. Кабину в сборе, сиденья, панели, мосты — все можно брать по отдельности. На стеллажах наблюдаем джентельменский набор владельца американского тягача, это колеса, расходники, фары, тормозные камеры, пневмоподвеска — все уже аккуратно разложено и ждет покупателя. Не заметить сверкающие хромом топливные баки невозможно, здесь есть топливные емкости для любых «американцев», объемы – от 75 до 150 галлонов, а это уже почти 600 л!
Кстати, у американских машин есть еще одно полезное в наших условиях качество, о котором вспоминаешь как раз на разборке. Речь идет о взаимозаменяемости ряда узлов и агрегатов, при этом узел подходит не просто на разные модели, его можно ставить на машины разных производителей. На том же Peterbuilt можно найти трансмиссию, которая вполне подойдет для капотного Volvo. То же в определенной степени справедливо для подвески, отчасти — для двигателей. Далеко не все отечественные эксплуатационники это знают, но ничего — тайны взаимозаменяменяемости узлов «американцев» откроет компьютерная программа: что на «Фреде», что на Volvo — деталь будет проходить под одним номером в базе данных.
Что можно сказать в заключение? Слово «разборка» в том смысле, в каком мы привыкли его употреблять, в данном случае, пожалуй, не совсем уместно. Здесь не найдешь сваленные в кучу мосты, старые гниющие на земле кабины. По уровню оснащения и организации это скорее грузовой автосервис высокого уровня, где можно сэкономить, используя «свежие» б/у запчасти, которых здесь столько (помните, сколько машин сейчас в разборке и сколько их ждет?), что место станет настоящей Меккой для владельцев американских тягачей. Кроме того, уровень сервиса и предлагаемых услуг заставляет задуматься, в дороге всякое бывает, так что запомнить телефон и адрес «базы» запчастей для американских грузовиков на Московском шоссе будет совсем нелишне.